Ежегодно сотрудники органов опеки отбирают тысячи детей у бедных, но любящих и заботливых родителей. Эту тему «СП» поднимала не раз. Причины находятся разные: в квартире не сделан ремонт, мало мебели, мало постельного белья, недостаточно продуктов в холодильнике, большой долг за услуги ЖКХ.
В городе Дзержинске Нижегородской области в квартиру семьи Пчелинцевых ворвались чиновники из отдела опеки и местные телевизионщики. Не предъявив никаких документов, непрошеные гости схватили трёх маленьких детей и поволокли их к выходу.
— На мои требования предъявить документы они отвечали отказом. Перепуганные дети кричали и плакали. Один из чиновников сказал мне: «У вас тут чисто, но слишком бедно». Мы ведём нормальный образ жизни, не злоупотребляем спиртным, воспитываем детей и ухаживаем за ними. Двух ребятишек нам вернули через несколько дней, а трёхлетнюю дочку через год, — рассказывает Сергей Пчелинцев.
«СП»: — Какие у вас сейчас отношения с сотрудниками отдела опеки?
— Враждебные. Дважды в месяц они приходят к нам, осматривают шкафы и холодильник, угрожают снова отобрать детей. «Вы бедные!» — говорят они нам. Требуют, чтобы мы приобрели квартиру побольше, поскольку жилой площади для детей недостаточно. «Каким образом?» — спрашиваем мы. «Займите деньги, возьмите ипотеку», — отвечают они. Думаю, что нас терроризируют не только из-за детей. Ранее я выступал на пикетах, где говорил о безработице, бедности, грабительской пенсионной реформе, незаконном увольнении работников ГАЗа. После того, как нам вернули детей, мы стали помогать другим бедным людям в их возвращении.
Член комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике, президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребёнка» Борис Альтшулер говорит, что в прошлом году в России появилось 106 тысяч новых сирот: «У 15% из них родители умерли или больны. Остальные лишились родителей по другим обстоятельствам. Статистка отобранных из-за бедности или долгов перед ЖКХ детей не ведётся. Но таких случаев много».
«СП»: — Какова действительная цель изъятия детей из семей?
— На содержание детей в детдомах государство ежегодно выделят один миллиард долларов. А на содержание аппарата и капитальный ремонт средства выделяются дополнительно. Капитальный ремонт — это хлеб с маслом… В год детдома страны получают в общей сложности по три миллиарда долларов. Все, кто крутится в этой области, заинтересованы в большом количестве сирот.
В 2008 году Госдума заблокировала проект закона о патронатном воспитании, который разработало Минобразования. Был собран огромный опыт такого воспитания. Но два вредителя — Дума и Минздравсоцразвития «зарубили» закон. Дети, отобранные у родителей — это доход чиновников. Федеральное законодательство устроено в угоду их интересам, поэтому Семейный кодекс пронизан пренебрежением к интересам родителей.
В прошлом году в Московский городской суд поступило 2457 исков о лишении родительских прав. Из них 1864 иска было удовлетворено. А в стране ещё 82 субъекта.
Детей отобрали из-за немытой посуды
— Одна из причин лихорадочного отбирания детей из семей — несовершенство российского законодательства, — говорит правозащитник, специализирующийся на защите прав детей, кандидат юридических наук Анна Демьянова. — В статье 69 Семейного кодекса РФ сказано: «Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
злоупотребляют своими родительскими правами;
жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга".
С этим понятно. Однако в кодексе немало статей, которые можно толковать по-разному. Например, в статье 122 говорится, что ребёнка можно объявить оставшимся без попечения родителей «при создании действиями и бездействиями родителей условий, препятствующих их нормальному воспитанию и развитию». Что понимать под «нормальным воспитанием и развитием»? Исполнители закона могут трактовать это, как им угодно.
Исполнители трактуют…
У москвички Галины Яковлевой сотрудники отдела опеки района Строгино увели 9-летнего сына Алёшу, когда она находилась на работе. «Опекуны» не оставили даже записки. Женщина, вернувшись домой, обнаружила, что сын исчез. Впоследствии ей объяснили, что ребёнка забрали из-за долгов за услуги ЖКХ и обнаруженного в холодильнике «просроченного» творога.
За долги по квартплате лишилась детей и жительница столичного района Тёплый стан Юлия Гришина. У неё отняли 9-летнюю дочку Сабину.
У москвичей Сергея Супонева и Нины Кузнецовой «опекуны» отобрали пять ребятишек, младшему из которых три года. Сотрудники районного отдела опеки и сопровождавшие их полицейские осмотрели квартиру и сказали, что в холодильнике мало продуктов, а в кухне немытая посуда. Соседи собрали подписи в защиту семьи, сообщили о случившемся уполномоченному по правам ребёнка в Москве. Детей вернули.
Супонев и Кузнецова предполагают, что изъятием детей им отомстила завуч школы. Нина, недовольная некоторыми порядками в учебном заведении, обещала пожаловаться в департамент образования. Завуч ответила: «Пожалеете!»
Жительница Псковской области, работающая уборщицей на железнодорожном вокзале города Дно, лишилась пятимесячного ребенка из-за того, что на свою зарплату в шесть тысяч рублей не смогла сделать в квартире ремонт. Квартира, как и у большинства жителей Дна, не имеет водопровода, унитаза и расположена в двухэтажном доме с удобствами на улице. Это подвигло органы опеки вынести решение о невозможности проживания ребенка с матерью.
— Считаю, что органы опеки не должны подходить по формальному признаку к каждой семье. Действительно, пользуясь формулировками из Семейного кодекса, можно достаточно легко изъять ребенка, если существует непосредственная угроза его жизни и здоровью. Что понимается под этой формулировкой, там не расшифровывается, — говорит уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов. — Нельзя сказать, что органы опеки всегда не правы. Нередко они перестраховываются, боясь более трагических последствий. Есть ещё и другая проблема — у нас катастрофически не хватает специалистов в сфере опеки. В среднем по стране — один специалист на 2000 детей. В таких условиях физически невозможно отследить ситуацию в каждой семье. И когда имеется повод изъять ребенка, они это делают.
«Мы такие же, как все»
История, происшедшая в городе Выкса Нижегородской области потрясает циничностью и равнодушием власти. Там детей пытаются отнять у сирот — выпускников детдомов.
— В 2008 году 30 детей-сирот, выпущенных из детского дома, остались без положенного по закону жилья, — рассказывает Сергей Пчелинцев. — Им отказывали под разными предлогами. Некоторым выделили койко-места в общежитии. А после того, как многие сироты обзавелись детьми и стали требовать положенного жилья, в администрации Выксы ответили: «Будете бузить — лишитесь детей!»
Одна из сирот разместила в интернете письмо: «Дети-сироты, они ничьи. У них нет папы и мамы. За них некому заступиться, это должны делать органы опеки, но органы опеки в городе Выкса, да и во многих других городах нашей страны, этого не делают, а только могут лишать жилья и забирать детей у хороших родителей… Нет в нашей стране справедливости. Но мы тоже люди, у нас есть чувства, мы хотим жить как все. Сиротам говорят, что они сами во всём виноваты. Да в чем мы виноваты? В том, что сироты? Если ты родился у плохих родителей — ты отброс общества? Нет, мы такие же как все, только за нас некому заступиться, мы должны сами бороться, и мы будем бороться до конца».
Выходит, что государство не желает сохранять семьи. Оно стремится расширять детские дома. Выглядит абсурдно, но причина происходящего очевидна.